Профессор, заведующий кафедрой, кафедра русского языка и методики его преподавания РУДН
Доктор филологических наук
С отличием окончил историко-филологический факультет Университета дружбы народов им. П. Лумумбы (УДН) c присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Имеет дипломы переводчика с французского языка на русский язык и с португальского языка на русский язык.
В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Лингвострановедческая интерпретация художественного текста в иностранной аудитории» с присвоением ученой степени кандидата филологических наук.Защитил докторскую диссертацию на тему «Лингвокультурная ситуация: структура и вопросы исторической реконструкции» с присвоением ученой степени доктора филологических наук.
Член правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ);
Академик Российской академии естественных наук (РАЕН).Член редакционного совета журнала «Мир русского слова», член экспертного совета журналов «Cuadernos de rusística española» (Испания) (с 2014), редакционной коллегии научно-теоретического журнала «Славянские чтения» (Молдова) (с 2014), “Les Annales de l’Universite d’Alger 1” (Алжир) (с 2015).Награжден золотой медалью «Лауреат ВВЦ» за книгу «Не говори шершавым языком» (соавторы М.В. Горбаневский, Ю.Н. Караулов), в 2006 г. - нагрудным знаком «Участник ВВЦ».
Главный редактор научного журнала «Русистика». Член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации.
Под руководством В.М. Шаклеина защищено 15 докторских (в том числе докторантов из Таджикистана, Молдовы), 60 кандидатских диссертаций (в том числе аспирантов из Индии, Китая, Вьетнама, Италии, Алжира, Омана, Турции, Болгарии, Сенегала). Председатель диссертационного совета РУДН по специальностям «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» и «Общая педагогика, история педагогики и образования».
Научные интересы
• Русский как иностранный для профессиональных целей.
• Преподавания русского языка иностранцам в разных лингвокультурных средах.
• Лингвокультурологический аспект изучения и преподавания русского языка в условиях отсутствия языковой среды.
• Русский язык как язык международного общения и как основа духовной и художественной культуры русского народа.